|
|
|
Глава 2. Цивилизация и культура
§ 12. Образование в Российской Федерации
Высшая школа аккумулирует значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По численности занятых она находится на уровне трудоёмких отраслей промышленности, а по удельному весу квалифицированных работников превосходит любую отрасль материального производства.
В зависимости от числа направлений обучения студентов в современной России существуют следующие типы вузов: университеты (в них обучается самый большой контингент студентов), академии и институты. Обучение в них проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната. Для всех действует единый государственный образовательный стандарт. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причём соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Многоуровневая система высшего образования в России включает три типа образования в соответствии с 4-летней, 5-летней или б-летней программой обучения. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе, вуз выдаёт документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации. Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган — учёный совет. Срок полномочий учёного совета составляет 5 лет. В состав учёного совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению учёного совета вуза, деканы факультетов. Другие члены учёного совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий — 5 лет. Объём и структура приёма студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приёма, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приёму студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. К качественным изменениям в современной российской высшей школе относятся: появление дипломов для разных квалификаций (об этом кратко уже было сказано выше), появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 — от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов. Роль государства в российском образованииНесмотря на наличие немалого количества негосударственных школ и вузов в нашей стране, основой образования России являются государственные образовательные учреждения. Да и по отношению к негосударственным учебным заведениям Российское государство выступает в качестве силы, разрешающей подобную образовательную деятельность, контролирующей её проведение и оценивающей её результаты. Всё это очень важно для обучающихся и их близких, которые должны быть уверены в уровне данного образования и возможности получения документа, который гарантирует его признание на территории России и за её пределами (если учесть всё большую интеграцию нашей страны в мировую образовательную систему). Государство по отношению к институту образования, если речь идёт о нынешней России, выполняет три функции: • регулирующего органа власти для всей системы образования в целом; • учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы; • управляющего территориальными образованиями, ответственных за целостность местных образовательных систем. В последние годы усилилась деятельность Российского государства в социальной сфере. Появились масштабные национальные проекты, хорошо профинансированные, направленные на достижение конкретных целей. Одним из таких проектов является проект «Образование», рассчитанный на 2009—2012 гг. Проект «Образование»Национальный проект «Образование» призван внести системные изменения в сферу образования. Необходимо выработать новые подходы для реализации намеченных изменений (например, привлечение общественных институтов к решению проблем образования и повышение открытости этой сферы), выявить и поддержать лидеров, которые эти изменения будут реализовывать на практике. Специалисты выделяют четыре основные задачи проекта: 1) системные изменения в российском образовании; 2) развитие институтов гражданского общества; 3) становление современного менеджмента в системе образования; 4) поддержка лидеров.
|
|
|