|
|
|
Глава 8. Личность и её духовная сфера
Ценности и идеалы личностиМораль и правоМораль и право похожи. И мораль предписывает нам делать одно и запрещает делать другое, и право точно так же ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.
Мораль является совокупностью норм, установленных обществом и обеспеченных силой общественного мнения, личным убеждением человека, а право — совокупностью норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. А что из них появилось раньше? Конечно общество — 40 тыс. лет назад. Государство возникло всего 5—б тыс. лет назад. Следовательно, мораль старше права. Ещё одно различие. Правовое регулирование, как правило, намного жёстче морального: в первом случае нарушителю грозит наказание, во втором — порицание. Для соблюдения права нужны суды, полиция, парламент. Были они в первобытном обществе? Рановато ещё. А кто нужен для того, чтобы соблюдалась мораль? Коллективное мнение людей? Не всегда оно в силах призвать к порядку нарушителя. Да и что делать в таком случае — по каждому поводу собирать всё племя, подходить по очереди и каждому виновнику высказывать своё неодобрение или, быть может, провести социологический опрос? Ни один из перечисленных методов не годится. Они неэффективны по части наказания. Нужны другие инструменты воздействия. И они были придуманы. Первый — религиозная идея загробного мира. Второй — страх перед изгнанием из сообщества. Вроде бы они разные, но действовали одинаково безотказно. Но кто сказал, что они разные? У них есть очень существенная общая черта. В одном случае виновник отлучался от праведников на том свете, где горел в огне, а во втором его отлучали от праведников на земле — выгоняли в пустыню или в чужую страну. Как действует общественное мнение? Способы самые разнообразные. Среди них такие воздействия, как увещевание и осуждение. Виновный может воспротивиться общественному осуждению, если считает, что его несправедливо оклеветали. Тогда публика должна разобраться, и наказание снимается. Иными словами, ложно обвинённый имеет право защитить свою честь и достоинство. Но, конечно, не в суде, а в среде своих близких и знакомых. Ведь первобытные племена немногочисленны. Наказанием могло служить внутреннее моральное переживание, связанное с опасением лишиться доброй славы, боязнь стыда. Более мощным инструментом воздействия являлась религия. Именно она содержала и содержит моральный кодекс, который призван удержать человека от дурных поступков и направить на праведные дела. Одним из положений древних религий являлся культ предков. Древний культ предков превратился в современную этику сыновней почтительности. Она потеряла своё религиозное содержание, став основой не только светского, но и народного воспитания. Уважение к родителям и забота о них — основа человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если они возникают, рождаются из чувства ответственности за благосостояние и благополучие другого человека. Моральную ответственность отличает бескорыстие. Она не должна появиться из-за страха наказания, в силу заключённого делового договора или будущей выгоды. Если человек чувствует себя ответственным перед вами только потому, что, боясь вас, договорился с вами и не может нарушить данное слово или, ещё хлеще, рассчитывает на выгодность сотрудничества с вами, то о нравственности лучше забыть. Эта ответственность не зависит и от того, что делает другой человек, как и от того, что это за человек. Вы чувствуете ответственность перед близким, любимым или просто симпатичным вам человеком, но это ваше личное дело. К человеческой морали оно не имеет отношения. Мы пристраиваем своего сына или племянника в вуз, на высокую должность или отправляем за границу за государственный счёт. Нравственным подобный поступок именовать нельзя. И гордиться здесь нечем. Ответственность моральна, пока она полностью бескорыстна и безусловна: я несу ответственность за другого человека просто потому, что он есть и тем самым может рассчитывать на мою ответственность. Ответственность моральна постольку, поскольку я воспринимаю её как мою и только мою ответственность. Её невозможно обсуждать или передать другому человеку. Я не могу уговорить себя отказаться от этой ответственности. И никакая сила на земле не может освободить меня от неё. Ответственность за другого, причём за любого другого, а не только за любимого, не требует ни оправданий, ни подтверждений. Она не требует награды, слов благодарности, повышения оклада или правительственных орденов. Хотя на каждом шагу мы слышим, видим и знаем, как за благородный поступок общество спешит нас отблагодарить. Благодарностью служит наш добрый поступок. Я горжусь тем, что смог такое сделать. И более высокой благодарности придумать невозможно. Ценность и значениеТак уж устроен человек: всё, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением.
Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем её на некоторую шкалу и придаём ей минимальную важность. То, что значимо для человека, превращается в ценность. Ценности — как вам известно — это то, в чём человек нуждается. Очень часто то, что есть в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Именно достижение определённых ценностей является мотивом. Капитал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицитны в любом обществе, и для экономики они — основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. Понятия прибыли, приватизации, собственности и многое другое — всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наиболее рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями. Ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб — наивысшая ценность, особенно если он долго голодал. Ценности бывают самыми разными — материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными. В первой половине 1990-х гг., когда Россию постиг экономический кризис, значительная часть населения «хотела колбасы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался политическим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения чётко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гарантии жизни как высшая ценность. Но 10—15 лет назад, когда перед этим в стране был порядок, никто не говорил о правопорядке как о ценности. Он не был дефицитным благом. Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Как-то упорядочившись, составив своеобразную иерархию или шкалу, ценности становятся стержнем человеческой личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признаёт в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, гуманизм, гражданственность, альтруизм и т. п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Ценностей нет у животных и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растёт человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не её предпосылка. В основе иерархии ценностей лежит выбор или предпочтение одних ценностей другим.
Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить стиральную машину и т. д. В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жёстко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Такова многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом. В том случае, если иерархия ценности человека совпадает с общественной шкалой, появляется уверенность и уважение к себе, чувство того, что он живёт и поступает правильно. Общественные ценности — добра, справедливости, честности, героизма, патриотизма — выступают по отношению к отдельно взятому человеку как некие идеалы, к которым он стремится в своей жизни, или эталоны поведения.
Человек всегда должен быть уверен, что у него есть нечто, за что его можно и следует уважать. На общественной шкале высшее место занимают, в частности, профессиональные ценности. Многие требуют от окружающих того, чтобы их уважали как профессионала, как семьянина, как верного друга, как патриота либо как личность. Все это — элементы или разновидности общественной шкалы ценностей. Мало кто хочет, чтобы его уважали, скажем, «как богача», «как красивого мужчину». «Богатый человек» и «красивый мужчина» — это разновидности оценки, но не ценностей.
|
|
|