|
|
|
Глава 1. Экономика
Спрос и предложение. Рынок. ОбществознаниеНо в цену помимо себестоимости входят и другие элементы, в том числе прибыль, наценки оптовых и розничных посредников. Таким образом, структура цены — это многомерное образование.
Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, так как от их уровня зависят конечные результаты деятельности этих предприятий, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчёта издержек производства, определения объёмов инвестиций. РынокК числу важнейших составляющих экономического развития относится рынок, причём не только товаров и услуг, но и рабочей силы.
Классификация рынков происходит по следующим основаниям:
В зависимости от того, что предлагают продавцы, рынки специализируются по предмету продажи. Например, место, где беднейшие слои населения продают подержанные вещи — старые часы, ношеную одежду, всевозможные гвоздики, гаечки, замочки и т. д., именуется толкучкой, а ещё базаром. Место, где продавцы, обычно — солидные фирмы, выставляют вновь появившиеся образцы продукции и, рекламируя их, призывают потенциальных покупателей заключать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и выставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии предметов первой необходимости — крупу, масло, овощи, мясные и рыбные изделия по ценам более низким, чем в магазинах, именуют оптовыми рынками. Место, где достаточно обеспеченные люди или фирмы продают и покупают акции, называют рынком ценных бумаг. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал, информация), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а часть из них — только косвенно, а именно через специальные институты, которые называются институтами обмена. Их роль в обществе огромна. Они стабилизируют цены и регулируют потоки товарной массы, позволяя избегать хаоса и неразберихи. Одним из важнейших институтов обмена является биржа. Биржа — это организация, обеспечивающая регулярное функционирование рынка товаров, валюты, ценных бумаг, рабочей силы и т.д. Биржа, как форма регулярно действующего оптового рынка, в зависимости от предмета сделки подразделяется на:
Биржа является частью рыночной инфраструктуры.
В систему рыночной инфраструктуры входят также предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, страховые компании, фонды, аудиторские фирмы, рекламные агентства, юридические конторы и т. д. Основные термины и понятия Рыночная экономика, товар, услуги, потребитель, деньги, спрос, предложение, цена, себестоимость, рынок, рыночная инфраструктура. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте товарное производство. Какова его роль в рыночной экономике? 2. Что такое товар? Чем он отличается от услуги? 3. Охарактеризуйте спрос и предложение как парные категории. 4. Чем определяется себестоимость товара? 5. Можно ли, и если — да, то как, влиять на формирование или изменение спроса? 6. Какие виды рынков вы можете назвать? Практикум 1. Верны ли следующие утверждения? А. Спрос — желание, намерение потребителей приобрести определённый товар. Б. Предложение — желание или намерение производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. 1) Верно только А;
2. К отрицательным последствиям рыночного регулирования экономики относится: 1) свободное ценообразование;
3. Что является особенностью рыночной экономики? 1) Высокая платёжеспособность населения;
4. Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл следующего высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).
|
|
|