Главная >> Обществознание 11 класс. Кравченко

Глава 1. Экономика

Спрос и предложение. Рынок. Обществознание

Но в цену помимо себестоимости входят и другие элементы, в том числе прибыль, наценки оптовых и розничных посредников. Таким образом, структура цены — это многомерное образование.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, так как от их уровня зависят конечные результаты деятельности этих предприятий, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчёта издержек производства, определения объёмов инвестиций.

Рынок

К числу важнейших составляющих экономического развития относится рынок, причём не только товаров и услуг, но и рабочей силы.

Рынок — любой институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения).

Классификация рынков происходит по следующим основаниям:

  • по объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, рынок недвижимости, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы, рынок земли, рынок инноваций, рынок ценных бумаг;
  • в пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки;
  • по механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно регулируемый и планово-регулируемый рынки;
  • по уровню насыщенности различают: равновесный (по объёму и структуре), дефицитный и избыточный.

В зависимости от того, что предлагают продавцы, рынки специализируются по предмету продажи. Например, место, где беднейшие слои населения продают подержанные вещи — старые часы, ношеную одежду, всевозможные гвоздики, гаечки, замочки и т. д., именуется толкучкой, а ещё базаром. Место, где продавцы, обычно — солидные фирмы, выставляют вновь появившиеся образцы продукции и, рекламируя их, призывают потенциальных покупателей заключать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и выставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии предметов первой необходимости — крупу, масло, овощи, мясные и рыбные изделия по ценам более низким, чем в магазинах, именуют оптовыми рынками. Место, где достаточно обеспеченные люди или фирмы продают и покупают акции, называют рынком ценных бумаг. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал, информация), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.

Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а часть из них — только косвенно, а именно через специальные институты, которые называются институтами обмена. Их роль в обществе огромна. Они стабилизируют цены и регулируют потоки товарной массы, позволяя избегать хаоса и неразберихи.

Одним из важнейших институтов обмена является биржа. Биржа — это организация, обеспечивающая регулярное функционирование рынка товаров, валюты, ценных бумаг, рабочей силы и т.д. Биржа, как форма регулярно действующего оптового рынка, в зависимости от предмета сделки подразделяется на:

  • товарную биржу, где продаются товары по стандартам и образцам;
  • фондовую биржу, где скупают и продают ценные бумаги своих и зарубежных компаний;
  • валютную биржу, призванную ежедневно определять стоимость отечественной валюты по отношению к иностранной, например определять курс рубля к доллару;
  • биржу труда, которая пытается подыскать для безработных возможное место работы, т. е. трудоустроить их.

Биржа является частью рыночной инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура — это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

В систему рыночной инфраструктуры входят также предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, страховые компании, фонды, аудиторские фирмы, рекламные агентства, юридические конторы и т. д.

    Основные термины и понятия

Рыночная экономика, товар, услуги, потребитель, деньги, спрос, предложение, цена, себестоимость, рынок, рыночная инфраструктура.

    Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте товарное производство. Какова его роль в рыночной экономике?

2. Что такое товар? Чем он отличается от услуги?

3. Охарактеризуйте спрос и предложение как парные категории.

4. Чем определяется себестоимость товара?

5. Можно ли, и если — да, то как, влиять на формирование или изменение спроса?

6. Какие виды рынков вы можете назвать?

    Практикум

1. Верны ли следующие утверждения?

А. Спрос — желание, намерение потребителей приобрести определённый товар.

Б. Предложение — желание или намерение производителя (продавца) предложить к продаже свои товары.

    1) Верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

2. К отрицательным последствиям рыночного регулирования экономики относится:

    1) свободное ценообразование;
    2) увеличение цены на товары;
    3) безработица;
    4) конкуренция.

3. Что является особенностью рыночной экономики?

    1) Высокая платёжеспособность населения;
    2) свободное ценообразование;
    3) активная деятельность профсоюзов;
    4) функционирование кооперативов.

4. Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл следующего высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru