|
|
|
Глава 1. Экономика
Конкуренция и её видыКонкуренцияКонкуренция является неотъемлемым элементом свободного рынка.
Именно наличие конкуренции позволяет потребителю приобретать самые лучшие товары и услуги по наиболее низкой цене. Производителям же конкуренция открывает возможности получить большую прибыль, если он может лучше конкурентов организовать своё производство. Именно конкуренция является одним из двигателей экономического развития. Предприниматель всегда хочет обойти других, расширить сбыт своих товаров, завоевать новые рынки сбыта, увеличить доходы своей фирмы. Это заставляет его не только строить новые заводы и фабрики, нанимать новых рабочих и вкладывать всё больше денег в производство, но и повышать производительность труда, внедрять новые технологии, производить товары с качественно новыми потребительскими свойствами, снижать цены и одновременно повышать качество своей продукции. Те, кто не преуспеет в конкурентной борьбе, терпят убытки и в конце концов разоряются, освобождая место на рынке тем компаниям, которые работают успешнее. Для более точной характеристики конкуренции учёные- экономисты используют понятие совершенная конкуренция.
При совершенной конкуренции влияние каждого участника экономического процесса на его протекание настолько мало, что им можно пренебречь. Её признаки следующие:
Монополизация рынкаВ действительности совершенная конкуренция довольно редкое явление. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше признаков делает конкуренцию несовершенной. Именно такая конкуренция наиболее характерна для современных рынков. Многие из них развиваются в условиях олигополии или монополии.
Чистая монополия подразумевает, что рыночная доля одной фирмы составляет 100% или близка к этому уровню; вход на рынок надёжно блокирован; осуществляется эффективный контроль за уровнем и структурой цен. При олигополии рынок контролируют несколько крупных компаний-продавцов, а при монополии — один гигант. В том и другом случае конкурентов с рынка вытесняют; цены на товары устанавливают по своему усмотрению, прибыль при этом получают максимальную. Иначе говоря, и монополия, и олигополия могут сильно ударить по карману потребителя. Да и не только потребителя. Монополизация рынка оборачивается тем, что в такой компании утрачивается интерес к нововведениям, создаются предпосылки для застойных явлений и расцвета бюрократии и, как следствие, падает эффективность производства. Вот почему государственный контроль над монополиями очень важен.
|
|
|