Главная >> Обществознание 5 класс. Кравченко

Глава 1. Человек в обществе

§ 7. Как человек познаёт мир и самого себя

Вторая ступень — рациональное познание — с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности обнаруживаются закономерности окружающего мира.

Мышление — высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знания о таких свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Поясним это на следующем примере.

Когда турист поближе познакомился с жизнью города, он обнаружил множество проблем, с которыми сталкиваются его жители. Например, он заглянул в скрытые от туристических маршрутов места, увидел, что около роскошных дворцов сидят нищие, прочитал в газетах о городских проблемах, поговорил с жителями. Только тогда он смог составить полную и точную картину жизни города и горожан.

Процессы познания — чувственное и рациональное — находятся в единстве, переходят из одного в другое, взаимно дополняют друг друга. Так, мы привозим из туристической поездки не только фотографии и свои впечатления, но и связанные с ними раздумья о судьбе людей в увиденных странах. Много информации мы узнаём от гида, который рассказывал экскурсантам об истории города, его промышленности, культурных достижениях. Незаметно всё это — чувственное и рациональное — слилось у нас в целостное впечатление об увиденном.

Но человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Этот процесс называется самопознанием.

Самопознание связано с самооценкой человека. Оценивая себя, подросток может получить истинное знание (критически взглянув на себя, рационально всё проанализировав) или ложное знание (преувеличив свои достоинства, поддавшись эмоциям) о себе. Очень важно сравнивать себя с собой, каким вы были вчера, месяц назад, год назад. Что вы узнали нового за это время, чему научились? Почаще задавайте себе такие вопросы и не ленитесь отвечать на них. Читайте книги, ходите в музеи, записывайтесь в спортивные секции или кружки по интересам, которые помогут вам достичь серьёзных положительных результатов в деле самопознания.

Потребность в познании дана человеку от природы. Чувственное и рациональное познание дополняют друг друга. Результатом познания являются знания, а результатом самопознания — изменения в человеке к лучшему.

    Основные термины и понятия

Познание, знания, мышление, самопознание.

    Проверьте свои знания

1. Какую роль в жизни общества играет познание? Представьте на минуту, что познание исчезло. Что изменилось бы в жизни людей?

2. Используя схему, расскажите о том, как человек познаёт мир и самого себя.

3. Объясните значение понятий: «знания», «познание», «мышление».

4. Чем познание отличается от самопознания?

5*. Чем различаются между собой открытие новых знаний и поиск новой информации?

6*. Как вы поняли слова французского физика Анри Пуанкаре о том, что чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений?

    Практикум

1. Наверное, вам уже знаком роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» или фильмы, снятые по этой книге. Как вы думаете, какую роль в жизни главного героя играли познание и знания?

2*. Подготовьтесь к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?»

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru