|
|
|
Глава 1. Человек в обществе
Как человек познаёт мир и самого себяЧто такое познание? Какими способами мы познаём мир? Можно ли познать себя? Вы уже знаете, что внутренний мир человека проявляется в его интересах и потребностях, деятельности, в том, как человек оценивает себя и других людей. Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании. Что такое познаниеПотребность в познании дана человеку от природы. Она называется любопытством. Да и не только людям — у животных познание окружающего мира тоже играет жизненно важную роль. С первых шагов детёныш животного начинает оглядываться, принюхиваться, дотрагиваться, прислушиваться. Все пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) устремлены в окружающий мир, стремясь распознать важную для жизни информацию.
Поиск информации, важной для жизни, — в этом состоит суть познания у всех живых существ. Но мир животных простой и очень медленно меняется, а мир людей сложный, да ещё к тому же быстро и постоянно усложняющийся. Ещё сто лет назад 85% населения нашей страны проживало в деревнях и не знало, что такое электричество, автомобиль. Поэтому человек вовлечён в пожизненную и организованную систему познания: детский сад, школа, колледж или университет, многочисленные курсы повышения квалификации, наконец, самообразование. С какой целью человек познаёт мир? Для того, чтобы получить знания, необходимые для жизни.
К примеру, изучение школьного предмета в течение всего года — это процесс познания, а сумма усвоенных знаний, которые проверяет учитель, — это ваши знания. Знания — это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация. Согласно мнению известного французского математика и физика Анри Пуанкаре, чем больше мы познаём, тем больше расширяется круг ещё не познанных нами явлений. Учёный подобен человеку, который направляется к горизонту, но тот уходит от него. Способы познанияКак человек познаёт мир? Существует два основных способа: чувственный и рациональный. Чувственное познание происходит с помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. С помощью них мы получаем первые представления о чём-то новом. Например, вы приехали в незнакомый город и первым делом его осматриваете, фотографируете, ощущаете новые запахи и звуки, пытаясь из разрозненных образов составить целостное представление о нём. Так поступает турист. Особенно большую роль чувственное познание играет в деятельности художника, композитора, писателя, артиста... А кого ещё? Чувственное познание — первая ступень познания. С его помощью мы познаём только внешнюю сторону явлений. Вспомним туриста. Первые впечатления о городе раскрывают его только с внешней стороны, ибо они — самые поверхностные.
|
|
|