|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
§ 11. Спрос и предложениеРазобраться в ситуации на рынке производителям и продавцам помогает маркетинг, изучающий объем спроса и предложений, насыщенность рынка той или иной продукцией, возможности разных групп покупателей приобретать те или иные товары. Одно из правил, регулирующих рыночные отношения, звучит так: чем более редок предмет, тем выше на него цена и, следовательно, меньше людей захотят его приобрести.
Другими словами, поскольку количество разных вещей ограничено и их может не хватить для всех, то в системе рыночной экономики товары и услуги распределяются на основе их цен. Цены регулируют спрос, но они регулируют и предложение. Спрос — это не столько желание, сколько возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время. Закон спроса говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Искусство компромисса. У покупателей и продавцов не просто разные, а противоположные интересы: первые хотят подешевле купить, вторые — подороже продать. Как же им при столь несхожих моделях поведения удается не развалить рынок? Разумеется, не по доброй воле. Никто по собственному желанию не отказывается от выгоды. Отказаться можно, если она небольшая. К компромиссу обе стороны толкает острая необходимость. Понятия: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, цена. Вопросы и задания 1. Что такое спрос? Как вы считаете, у кого спрос больше — у взрослого человека или у ребенка? 2. Что такое предложение? Когда вы обмениваете со школьным приятелем, скажем, авторучку на книгу, то где здесь спрос, а где предложение? 3. Выразите своими словами содержание закона спроса. Почему он описывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые будут куплены при каждой цене, а не связь между товарами и услугами? 4. Что такое товарный дефицит? *Спросите у родственников об очередях за промышленными и продовольственными товарами начала 80-х годов. Постарайтесь объяснить, как они связаны с товарным дефицитом? *5. Обоснуйте сущность закона предложения. Проблема. Можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса? Практикум. Согласны вы с этими суждениями или нет? Свою позицию обоснуйте. 1. Между спросом и предложением зависимость такая: а) когда спрос растет, то растет и предложение, б) когда растет предложение, не обязательно вырастет спрос. 2. Чем более редка вещь, тем выше цена на нее и, следовательно, меньше людей захотят ее приобрести.
|
|
|