|
|
|
Глава 2. Экономическая сфера
Рынок, цена, конкуренцияОбмен и рынок тесно связаны между собой. Из обмена вырастает торговля, а из нее — рынок. Он может принимать самые разные формы и размеры — от местного до международного, от небольшой площади в городе до охватывающей весь земной шар системы обменных отношений. Правда, обмен существует и там, где нет экономики. Обмен мнениями или информацией, обмен визитами или любезностями, обмен студентами или картинами между музеями не обязательно требуют присутствия рынка. Но мы будем говорить здесь только об экономическом обмене, из которого рождается рынок. Рынок претерпел долгую историческую эволюцию и превратился сегодня в сложнейшую экономическую систему, имеющую множество подразделений и секторов. Эта система саморегулируемая, основанная на частной собственности и конкурентном ценообразовании. В каменном веке обмен обставлялся сложнейшими церемониями и принимал характер обряда. Нередко участники делали вид, что не обменивают корзину на бумеранг, а дарят их друг другу. У индейцев Северной Америки, часто враждовавших друг с другом, перемирие объявлялось только на время обменов. На их языке слово «мир» одного корня со словами «обмен» и «торговля». Места, куда собирались люди для обмена, становились центрами, где позже возникли торговые города. Ежегодная большая торговля, называвшаяся ярмаркой, собирала торговцев со всего окрестного района. Местный рынок постепенно расширялся до национального рынка. В дореволюционной России самой знаменитой и богатой была ярмарка в Нижнем Новгороде. Сюда съезжались купцы, предприниматели, дельцы со всей империи, здесь заключались многомиллионные сделки, устраивались выставки художников. Действует ярмарка и в наши дни. С развитием кредита и путей сообщения нарождается мировой рынок. Так, например, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней охватывает все страны, где они производятся, обрабатываются и сбываются.
Когда эти интересы сходятся, возникает торг. Он состоит из серии предложений цены покупателем и ее отклонений продавцом до тех пор, пока не будет достигнут компромисс. Торг возникает в тех случаях, когда а) покупателю представляется возможность выбора наилучшего товара у нескольких продавцов, б) продавец может выбирать из нескольких покупателей и решать, кому именно с наибольшей выгодой продать свой товар. Таким образом, предметом спора между продавцами и покупателями на рынке является цена. Что такое цена? В «Современном экономическом словаре» (М., 1996) зафиксировано 108 разновидностей цены. Они бывают аукционными, базисными, биржевыми, демпинговыми, договорными, контрактными, лимитированными, льготными, мировыми, монопольными, номинальными, оптимальными, оптовыми, отпускными, покупными, поясными, предельными, престижными, разовыми, расчетными, розничными, скользящими, твердыми, тесными, трансфертными, удельными, успокаивающими, фабричными, фактическими, хорошими, чистыми и т.д. Вряд ли еще у какой экономической категории найдется столько разновидностей и оттенков (хотя вы можете попробовать поискать в словаре). Кажется, вся гамма современной экономики, все ее цвета отразились в названиях цен.
|
|
|