|
|
|
Глава 1. Общество и человек
Социализация и воспитаниеСоциализация — это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Процесс превращения человека в личность и есть социализация. О культурных нормах и социальных ролях мы будем подробнее говорить в последующих главах. Здесь же дадим краткие пояснения.
Скажем, богатый ведет себя на улице совсем иначе, чем нищий, а взрослый иначе, чем ребенок.
Вполне понятно, что оба эти термина тесно связаны и с превращением человека в личность, и с процессом социализации. Процесс социализации проходит фазы — стадии жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата, или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода. Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша считался взрослым, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, детство кончается рано. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла стала юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье). Лишь очень немногие имели возможность посещать специальные учреждения: школы, лицеи, гимназии, университеты. Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может — всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не научат человека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывает окружение. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Незримыми социальными нитями: правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, следовательно, процесс социализации длится всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
|
|
|