Главная >> Обществознание 8 класс. Кравченко

Глава 1. Общество и человек

§ 7. Социализация и воспитание

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как и к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. Начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

ВОСПИТАНИЕ

Частью процесса социализации является воспитание. Оно прививает человеку культурные нормы. Воспитание определяется обществом и выражается в форме

    — культурных норм,

    — бытовых правил поведения,

    — ценностей и идеалов.

Воспитание состоит из: 1) целенаправленного прививания наперед заданных свойств, 2) стихийного усвоения культурных норм.

Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание поведению родителей.

Между целенаправленным и стихийным воспитанием в семье (как и в обществе) может обнаруживаться разрыв — конфликт. Например, родители приучают ребенка не читать за столом, а сами делают это. Разрыв между словом и реальным поступком завершится тем, что ребенок, как и любой человек вообще, усвоит то, что легче прививается. В данном случае — поступок, а не слово.

Правильные поступки прививаются постепенно, через повторение и закрепление пройденного, доводятся до автоматизма и шлифуются по форме постоянно. Поддерживающим началом выступают не только просьбы или приказания старших, но и самоконтроль. Чтобы он возник, у ребенка надо сформировать заинтересованность. А заинтересованность всегда конкретна.

Многие правила должного поведения непонятны подросткам не потому, что сложны, а потому, что они абстрактны, т.е. оторваны от реальной жизни, от взаимоотношений с такими же подростками в школе и во дворе. Родители наставляют ребенка не курить, но соседский парень дал попробовать и сказал, что страшного в том ничего нет: мол, не умер же от одной сигареты. Он не умрет и от нескольких десятков, поскольку никотин, накапливаясь десятилетиями, убивает организм медленно. Только в зрелом возрасте человек почувствует недомогание. А пока что курение — обычная забава, стремление получить новые острые ощущения. На уровне подростковой жизни запрет на курение является абстрактной нормой потому, что угрозы здоровью он в ближайшее время почувствовать не может. Напротив, такую норму, как запрет на драку с превосходящим противником, можно ощутить сразу, как только попробовал подраться с крепким здоровяком.

Социализация и воспитание происходят в подростковом возрасте во многом через усвоение реальных моделей поведения. Юноша присматривается к тому, как ведут себя окружающие: родители, родственники, знакомые, ровесники, учителя, соседи — и, что называется, «наматывает на ус». Одно он считает допустимым для себя, а другое — нет. Кому он подражает в первую очередь? Авторитетным для него людям, тем, к мнениям и суждениям которых он прислушивается в первую очередь, тем, чью оценку он ставит выше других. А всегда ли родители или учителя, внушающие свод культурных норм, входят в число этих авторитетных людей? Иногда ими могут стать ровесники, отсидевшие в тюрьме или прославившиеся неблаговидными проступками.

В деле воспитания важен также уровень допустимого поведения со стороны родителей. Он выражается в том, что могут себе позволить делать родители при ребенке, а что — нет: устраивать ссоры, ходить небрежно одетым, нецензурно выражаться, курить. Не стараясь подавить свои негативные эмоции, родители тем самым учат и детей не трудиться над своей душой, не делать воспитательных усилий.

Воспитание, как ежедневный тяжелый труд над исправлением прежде всего себя, утверждается в семье тем прочнее, чем выше уровень образования ее членов.

Родители с высшим образованием воспитывают детей чаще через воспитание себя. Если они сами из воспитанной семьи, то работа над собой занимает меньше времени и требует меньше усилий. Образцы поведения из родительской семьи передаются в молодую семью повзрослевших детей.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru