|
|
|
Глава 1. Общество и человек
§ 7. Социализация и воспитаниеВоспитание — процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают старшее поколение. Для родителей воспитание иногда важнее, чем для детей. Взрослые проходят школу самовоспитания, т.е. повторного воспитания, но уже в более зрелой и осознанной форме. Детям подобное только еще предстоит, когда они сами станут родителями. Отсюда вывод: воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей, точнее сказать, их самовоспитание. Итак, процесс воспитания имеет две стороны. Обе выполняют важные функции. Заменить или устранить ни одну из них нельзя. Воспитание детей взрослыми, как и воспитание взрослых детьми — разнятся по форме, но не по существу. Сущность у них одна и та же — нравственное совершенствование, приращение в культурном и социальном плане. Ребенок учится жить в обществе, усваивая те модели социального поведения, которые демонстрируют взрослые. Усваивает стихийно, часто вопреки желанию взрослых, причем негативное прививается легче и быстрее, чем позитивное. Ребенок — это зритель, родители — актеры. Дом — его первый и единственный театр. Какую пьесу придумали и поставили родители? Может быть, он хотел бы другую, но у него права выбора нет. Во взаимоотношениях родителей с детьми самое главное — научиться прислушиваться к мнению другого, в умении поступиться своим желанием и пойти навстречу другому, а не навязывать или настаивать на своей точке зрения. Воспитание — самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека. Не удивительно, что находят тысячи способов ее облегчения. Результатом всегда является бракованная продукция, так что-то недоделал, за чем-то не приглядел, что-то не- дорасчитал, а в чем-то явно и грубо ошибся. Но исправлять что- либо поздно. Чем хуже воспитан ребенок, тем выше вес а) стихийных методов воздействия (самотек), б) негативных образцов поведения родителей. Невоспитанные дети растут у ленивых воспитателей, не знакомых с понятием «работа души». У них высок удельный вес внешнего контроля, но не самоконтроля. Плохо воспитанный ребенок иногда демонстрирует примеры приличествующего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребенок соблюдает нравственные нормы всегда. Результаты воспитания проявляются в степени усвоения наперед заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются от ребенка добиться родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения. Понятия: социализация, культурные нормы, воспитание. Вопросы и задания 1. Что такое социализация и какие стадии она проходит? 2. Что такое подражание поведению родителей? До какого возраста оно продолжается? 3. Перечислите основные стадии жизненного цикла человека. Дайте их краткую характеристику. В чем выражается воспитание? 4. Поговорите со своими родителями о проблемах воспитания: возможно, что они просто не понимают вас или видят мир иначе, чем вы? Может быть, они «устали» от воспитания, понимаемого ими как постоянное вразумление, диктат, нравственные наставления? *5. Проанализируйте особенности воспитания и сравните его с социализацией. *6. Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение современных тинэйджеров в России, упущены в данном параграфе. Используйте свой жизненный опыт и свои познания. *7. Какие противоречия проявляются в процессе воспитания? Придумайте, от каких причин они зависят и предложите способы их устранения. *8. Как вы поняли мысль о том, что воспитанию ребенка должно предшествовать воспитание родителей? *9. Как воспитывали родителей ваши бабушка и дедушка? Расспросите их. Можно ли сделать вывод о том, что разные поколения воспитывают детей по-разному? Проблема. Как можно добиться понимания между родителями и детьми? Практикум. Вспомните свое детство или понаблюдайте за поведением младших родственников и ответьте: 1. Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что появляется нового в 7 или 10 лет? 2. Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстановки, скажем, когда мама посылает в магазин купить продукты? 3. Какие роли взрослых осваиваются в этом и подобных случаях?
|
|
|