|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
§ 22. ОбразованиеВ XIX веке распространенным видом школ стала гимназия. За обучение нужно было платить. Поступали туда только дети дворян и чиновников. Уроки длились 60 минут. Если кто-то из учеников вел себя плохо, его пороли розгами, сажали в карцер, не давали еды, исключали из школы. Во главе гимназии стоял директор, а помогал ему инспектор. Директору подчинялись все учителя. Они не были равны в правах. Так, учителя пения и гимнастики никакими льготами не пользовались. Вместо современных классных руководителей были классные наставники и надзиратели, воспитывавшие учеников. По окончании гимназии все ученики получали аттестат зрелости. Наряду с гимназиями все большее распространение получали реальные училища, где основное внимание уделялось преподаванию естественных наук (биологии, физики, химии). Здесь готовились будущие кадры для промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.п. В XVIII—XIX веках распространяется домашнее обучение. Родители приглашали к своим детям за определенную плату учителей на дом. Тогда появилось много самозваных «педагогов». Преподававших без разрешения — штрафовали. Юноши и девушки, позанимавшись дома, — сдавали экзамены в школе, чтобы получить официальные документы об образовании. Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимых для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования — начальное, неполное среднее и среднее. Основой среднего образования выступает школа (лат. schola, от греч. schole). Это - начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные) и др. Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы являются платными и существуют за счет средств, которые отдают за обучение детей родители. Те и другие являются обычной школой или специализированной гимназией или лицеем. Образование можно получить и в кадетских корпусах (их в России около 30), теперь туда принимают и девочек. Если вы, провожая ребенка в школу, жалеете, что школа эта не в Америке и не в Англии, не переживайте. Как показало Международное исследование 1ЕА по оценке качества образования в 40 странах мира, наши школьники знают математику и естественные науки лучше американских и большинства европейских детей. Исследователи относят это на счет того, что Россия - самая читающая страна. 50% семей имеют дома библиотеку, насчитывающую не менее 100 книг. Кроме того, выяснилось, что российские родители - одни из самых образованных родителей в мире. 34% наших школьников живут в семье, где хоть один из родителей с высшим образованием. Такое можно встретить еще только в Канаде, Израиле, Литве и Америке, т.е. странах, где часть населения составляют «бывшие русские». Российские учителя больше, чем в других странах, тратят времени на подготовку к урокам и проверку работ, беседы с учениками и родителями и чтение профессиональной литературы. В среднем у них на все это уходит 18,5 часов в неделю. В Японии - только 5. Тем не менее, именно азиаты оказались самыми образованными. На 1-м месте - Сингапур, за ним - Южная Корея и Япония. Из европейских стран в шестерку лучших вошли Бельгия и Чешская Республика. Второй уровень знаний продемонстрировали 14 стран. Среди них Словацкая Республика, Швейцария, Болгария, Россия, Франция, Таиланд, Израиль и Швеция. Третий - Америка. Интересно, что в Азии дети старательно учат все, нравится это им или нет, и не ждут поощрения за хорошие оценки. В западных странах успехи детей напрямую зависят от того, нравится предмет или нет. Источник: АиФ. 1997. № 40. Жизнь современной школы подчинена определенным правилам. Школа живет по Уставу. В нем записаны права и обязанности учеников, учителей, определена структура управления, система контроля знаний учеников и многое другое. Первый в истории нашего государства Устав был принят в 1786 году. Школой руководит директор, имеющий заместителей. Учителя ведут занятия по отдельным предметам. Уроки, которые они проводят, могут быть разными, потому что у современного учителя есть право свободного выбора методики обучения и воспитания ребят. Поведение учителя регламентируется нормами трудового права. После десяти лет непрерывной работы учитель может уйти в отпуск на год. На уроках можно использовать разные учебники, пособия, придумывать свой контроль знаний ребят. Оценки должны выставляться по пятибалльной шкале, которая была введена в нашей стране в 1944 году. Родители не имеют право вмешиваться в профессиональную деятельность учителя. Но они могут знакомиться с Уставом школы, с оценками, которые получают их дети, а также участвовать в управлении образовательным учреждением.
|
|
|