|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
ОбразованиеПравом закреплены обязанности учителя. Закон предписывает ему уважать личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя применять психическое или физическое насилие над детьми. Учитель применяет меры предосторожности от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права быть на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если учитель нарушает установленные правила, наступает юридическая ответственность. Например, за жестокое обращение с ребенком следует уголовное наказание. За нарушение Устава школы может последовать увольнение. Учитель может заниматься частной практикой. Например, после уроков обучать ребят французскому языку. Такая деятельность считается предпринимательской, потому что за нее учитель получает деньги, то есть имеет доход. Общие вопросы деятельности школы решаются на педагогическом совете. Это собрание всех учителей, а также других сотрудников (воспитателей, библиотекаря, методистов). Во многих школах существуют методические советы, научные общества ребят, всевозможные группы детей по интересам. Есть и попечительский совет, оказывающий школе финансовую поддержку. Ученик — это юридический статус ребенка, получающего общее образование. Получить образование в рамках 1 — 11 классов можно бесплатно. Дети имеют право учиться в школе по месту жительства. В школе ученики должны соблюдать определенные правила. Например, посещать уроки, не прогуливать их, не опаздывать, выполнять требования учителя. Правила зафиксированы в документах школы: уставе гимназиста или правилах для учащихся, Положении об экзаменах. В каждой школе разрабатываются свои правила, обязательные для исполнения. Так, в одних школах вводятся зачетные сессии два раза в год, в других — ребята сдают только общеобязательные экзамены в выпускных классах. Ученик может переходить из одной школы в другую. На уроках свободно выражать свое мнение. А если оно отлично от мнени я большинства и педагога? Не волнуйтесь. У вас есть такое право и здесь нужно вести себя спокойно и уверенно. Ученик на платной основе получает дополнительное образование. Оно не является обязательным для каждого. Согласно закону, школа оказывает платные услуги. Кто-то занимается музыкой, кто-то иностранным языком и танцами. Дополнительные уроки, входящие в учебный план, ученики посещают бесплатно. Если вы хорошо учитесь и уверены в своих знаниях, можно заниматься репетиторством с другими ребятами. У каждого из вас есть любимые и нелюбимые учебные предметы, учителя. Это нормальный процесс человеческих взаимоотношений. Право не вмешивается в подобную сферу. Оно не заставляет учеников получать отличные отметки. Оно лишь прописывает минимум знаний, которыми должен обладать выпускник современной школы. Если ученик, достигший 14 лет, грубо нарушает школьный Устав, его могут исключить. Такое решение выносит орган управления школой с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних. Право не диктует жесткую модель деятельности учащихся в школе, а дает возможность выбирать форму получения образования (семейная, экстернат, школа), педагогов, образовательные учреждения. Ребенок, обучающийся в семье, должен быть зарегистрирован в школе. Между родителями и образовательным учреждением заключается договор, по которому учителя предоставляют семье программы занятий, дают консультации, контролируют знания. По окончании школы и сдачи экзаменов ученик получает аттестат зрелости, а особо отличившиеся — золотые и серебряные медали. Понятия: система образования, школа, гимназия, ученик. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные исторические этапы и типы развития школы. 2. Назовите основные права и обязаности ученика. Приведите примеры обычных поступков, совершаемых вами в школе, которые не урегулированы нормами права. *3. Проанализируйте правила, записанные в Уставе вашей школы о порядке сдачи экзаменов. Предположите, с какими проблемами может столкнуться ученик на экзаменах? Как их разрешать? *4. В классе произошел конфликт. Учитель поставил двойку за четверть ученице, которая в течение месяца не готовилась к занятиям, так как у нее тяжело болела мама. Все просьбы одноклассников выслушать объяснения девочки не увенчались успехом. Ребята всем классом перестали ходить на занятия этого учителя. Разрешите ситуацию. Регулируется ли она правом? *5. Ученик постоянно грубо разговаривает с учителями, на уроках громко смеется, рассказывает на весь класс анекдоты, не выполняет заданий. На все требования учителей отвечает: «Я не нарушаю законов. В школу хожу, экзамены сдаю». Прав ли в своем ответе ученик? Какими нормами регулируется данная ситуация? *6. Попробуйте составить проект школы XXI века. Расскажите о нем в классе. Проблема. Какие моменты современной школы необходимо изменить для более качественного образования? Практикум. Американские педагоги считают, что в современной школе необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников. К примеру, одним учитель разрешит ходить в рубашках с короткими рукавами, а другим — в свитере, что означает выбор индивидуального температурного режима. Можно даже позволить ученикам сидеть или лежать на полу либо сидеть, опираясь о стену хотя бы часть времени. Надо также разрешить детям сидеть отдельно друг от друга, что поможет удовлетворить их потребность работать в группе или самостоятельно. Как бы вы оценили подобное обучение?
|
|
|