|
|
|
Глава 3 (6). Духовная сфера
§ 23 (§ 47). НаукаНаука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V веке до н. э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время — в XVI—XVII веках и был тесно связан с научнотехническим прогрессом и индустриальной революцией. Основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности — получение нового знания. Цель образования — передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. В большинстве европейских стран два процесса — получение и распространение нового знания — стараются не разрывать. Поэтому университеты выполняют обе функции — научную и педагогическую. Университетский профессор — одновременно исследователь, ученый и педагог-практик. В СССР и России сложилась иная традиция. Здесь наукой занимаются одни люди, а образованием — другие. Главный центр научной деятельности — Академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских институтов. Университетский профессор в России не обязан профессионально заниматься наукой. Он прежде всего преподаватель. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (РАН), учреждена в 1991 году на базе Академии наук СССР. Ведет историю с 1724 года от Петербургской АН. В 1994 году свыше 440 действительных членов, 600 членов-корреспондентов, 120 иностранных членов. Объединяет 18 отделений по отраслям и направлениям наук: математики; общей физики и астрономии; ядерной физики; физико-технических проблем энергетики; информатики, вычислительной техники и автоматизации; проблем машиноведения, механики и процессов управления; общей технической химии; физикохимии и технологии неорганических материалов; биохимии, биофизики и химии физиологически активных соединений; физиологии; общей биологии; геологии, геофизики и геохимии и горных наук; океанологии, физики атмосферы и географии; истории; философии и права; экономики; мировой экономики и международных отношений; литературы и языка; региональные отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное) и научные центры. Всего около 300 научных учреждений, свыше 200 научных советов. Научно-исследовательский флот. Готовит научные кадры. Публикует научную литературу. Присуждает медали и премии за научные труды. Поддерживает международные научные связи. Источник: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Наряду с Академией наук в нашей стране есть отраслевые академии — Академия медицинских наук, Сельскохозяйственная академия, Академия педагогических наук. Отраслевые НИИ — это научно-исследовательские институты, которые подчинены и финансируются всевозможными министерствами и ведомствами. Если академические институты, по определению, развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ занимаются прикладной наукой, т.е. приспосабливают к конкретным техническим задачам фундаментальные знания. В основе научного процесса лежит передача информации. Она должна быть объективной, достоверной, систематичной и др. Именно от науки общество ждет истину в последней инстанции. В то же время от мифа, сказки, романа никто не ждет достоверности и правдивости. Наука создается с исключительной целью искать и доказывать истину. Объем научной информации с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет. Правдивыми и объективными должны быть сведения в учебниках и научных монографиях, так как они передают важную информацию для следующих поколений. Существуют определенные санкции к нарушителям и способы контроля достоверности информации, в частности, за лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду, а в редакции журнала или газеты часто хранятся подлинные документы, фигурировавшие в публикации. Точно также аппарат ссылок в научной статье позволяет любому читателю перепроверить изложенные ученым факты.
|
|
|