|
|
|
Словообразование
Словообразовательный разборНеморфологические способы словообразования
83. Назовите способы образования слов (морфологические и неморфологические). Докажите свою точку зрения. Мороженое, мать-и-мачеха, сегодня, труднодоступный, пирожное, горничная, отдыхающие (приехали), высокоразвитый, спутник (аппарат), иван-да-марья, вокруг (дома), итого, часовой (стражник), дежурный (по классу). 84. Разберите слова по составу. Сделайте словообразовательный анализ любых пяти слов. Подоконник, платье-костюм, переписка, предместье, исподлобья, безнравственный, отвязать, отвязанный, клинчанин, трёхэтажный, взгорье, стихосложение, подранок, сверхсложный, наперегонки, влияние, грушевый, нефтепровод, гордость, превеликий, безжалостный. 85. Прочитайте предложения. Выпишите окказиональные слова (индивидуально-авторские неологизмы). Определите способ их образования. 1. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! (Хлебн.) 2. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён. (Сев.) 3. С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы исхлёстан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт. (Маяк.) 4. Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил... (Хлебн.) 5. Зеленокудрые! они [леса] толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них... (Г.) 86. Прочитайте текст. Расскажите об образовании, происхождении и значении слова ноосфера. Приведите примеры слов, образованных по модели слова ноосфера. Каждый более или менее образованный человек нашего времени, к какой бы сфере деятельности он ни был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее слово: ноосфера. Массовым сознанием оно считается особой приметой XX века. Идея ноосферы тесно связана с именем и научным наследием Владимира Вернадского (1863-1945). Впервые слово «ноосфера» («ноос» — по-гречески «дух», «разум») прозвучало в Коллеж де Франс в Париже на лекциях философа и математика Эдуарда Леруа в 1928 году. Это же понятие использовал палеонтолог и философ Пьер Тейяр де Шарден. Оба французских учёных выстраивают цепочки своих рассуждений, опираясь на понятия биосферы и живого вещества в ключе, предложенном чуть ранее Владимиром Вернадским в его лекциях в Сорбонне. Этот термин впоследствии русский учёный использовал в своих работах. В идее ноосферы концентрируется вся суть оптимистического учения Вернадского. Недаром последней опубликованной его работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). В ней он использует термин «живое вещество», определяемый как совокупность живых организмов. Просто понятие «жизнь» всегда выходит за пределы сути «живого вещества» в области философии, религии, художественного творчества, фольклора. А «живое вещество» охватывает человечество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определённой геологической оболочки Земли — с её биосферой. (Социум. 1991. № 1) 1. Определите тип и стиль речи текста. Какие лексические и морфологические средства вы при этом учитывали?
|
|
|