Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Словообразование

Словообразовательный разбор

Неморфологические способы словообразования

Среди неморфологических способов словообразования различают:

    лексико-семантический способ — появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) > прапорщик (воинское | звание), бригадир (воинское звание) > бригадир (руководительтрудового коллектива);

    морфолого-синтаксический способ — появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую. Например: столовая (ложка) [прилаг.] > столовая (помещение) [сущ.], караул [сущ.] > караул! [междом.];

    лексико-синтаксический способ — появление новых слов в результате сращений сочетаний слов. Например: высококачественный < высоко + качественный; тотчас < тот + час.

Словообразовательный разбор

    Цель словообразовательного разбора —
    установление способа образования слов.

Порядок разбора

    1. Установить производящую основу для данного слова.
    2. Выделить словообразовательные аффиксы.
    3. Указать способ образования слова.
    4. Выстроить словообразовательную цепочку.

Образец разбора

Приусадебный

    1. Производящей основой для слова приусадебный является основа в слове

    2. Слово образовано от слова усадьба посредством одновременного присоединения к производящей основе приставки при- и суффикса -н-.

    3. Способ словообразования — морфологический, префиксально-суффиксальный.

    4. Словообразовательная цепочка: усадьба > приусадебный (наблюдается чередование нуль звука /е).

83. Назовите способы образования слов (морфологические и неморфологические). Докажите свою точку зрения.

    Мороженое, мать-и-мачеха, сегодня, труднодоступный, пирожное, горничная, отдыхающие (приехали), высокоразвитый, спутник (аппарат), иван-да-марья, вокруг (дома), итого, часовой (стражник), дежурный (по классу).

84. Разберите слова по составу. Сделайте словообразовательный анализ любых пяти слов.

    Подоконник, платье-костюм, переписка, предместье, исподлобья, безнравственный, отвязать, отвязанный, клинчанин, трёхэтажный, взгорье, стихосложение, подранок, сверхсложный, наперегонки, влияние, грушевый, нефтепровод, гордость, превеликий, безжалостный.

85. Прочитайте предложения. Выпишите окказиональные слова (индивидуально-авторские неологизмы). Определите способ их образования.

    1. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, о, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! (Хлебн.) 2. Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утверждён. (Сев.) 3. С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы исхлёстан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт. (Маяк.) 4. Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, кузнечик в кузов пуза уложил... (Хлебн.) 5. Зеленокудрые! они [леса] толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них... (Г.)

86. Прочитайте текст. Расскажите об образовании, происхождении и значении слова ноосфера. Приведите примеры слов, образованных по модели слова ноосфера.

    Каждый более или менее образованный человек нашего времени, к какой бы сфере деятельности он ни был причастен, слышал это несколько таинственное и манящее слово: ноосфера. Массовым сознанием оно считается особой приметой XX века. Идея ноосферы тесно связана с именем и научным наследием Владимира Вернадского (1863-1945).

    Впервые слово «ноосфера» («ноос» — по-гречески «дух», «разум») прозвучало в Коллеж де Франс в Париже на лекциях философа и математика Эдуарда Леруа в 1928 году. Это же понятие использовал палеонтолог и философ Пьер Тейяр де Шарден. Оба французских учёных выстраивают цепочки своих рассуждений, опираясь на понятия биосферы и живого вещества в ключе, предложенном чуть ранее Владимиром Вернадским в его лекциях в Сорбонне. Этот термин впоследствии русский учёный использовал в своих работах.

    В идее ноосферы концентрируется вся суть оптимистического учения Вернадского. Недаром последней опубликованной его работой, своеобразным исповеданием веры и духовным завещанием одновременно становится небольшая статья «Несколько слов о ноосфере» (1944). В ней он использует термин «живое вещество», определяемый как совокупность живых организмов. Просто понятие «жизнь» всегда выходит за пределы сути «живого вещества» в области философии, религии, художественного творчества, фольклора. А «живое вещество» охватывает человечество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определённой геологической оболочки Земли — с её биосферой.

(Социум. 1991. № 1)

1. Определите тип и стиль речи текста. Какие лексические и морфологические средства вы при этом учитывали?
2. Выпишите из текста ключевые слова.
3. Сформулируйте тему и основную мысль.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru