|
|
|
Морфология и орфография
Правописание двойных согласных124. Из изучаемого вами художественного произведения (на данный момент) подберите примеры, иллюстрирующие основные правила правописания гласных и согласных. 125. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание. Тыс...челетия люди наблюдали обл...ка, замен...ли их различия, но всего лишь двести лет назад их удалось типизировать, клас...ифиц...ровать и дать названия, сохр..нившиеся до сих пор. Спец...алисты-м...теорологи давно установили связь между формой обл...ков и видом осадков. Им понятен м..ханизм зар..ждения, укрупнения, вып...дения капель — вся их недолгая жизнь между небом и землёй. Жизнь эта р..знообразна, как у людей, — в тонких обл...ках рождаются «худосочные» мелкие капли, которые могут исп...риться, даже не долетев до земли; мощное многокил...ометровое по толщине обл...ко рождает «полновесные» крупные капли, которые энергично устремляются вниз и уд...ряют о крыши и стёкла с х..рактерным звуком — «шумом дождя». Чтобы описать все эти процес...ы, необходимо войти в тайны физики атмосферы, понять законы термод..намики. Не вд...ваясь в т...орию происхождения дождей, попробуем вспомнить, как мы х..рактеризуем те или иные дожди в быту. Чаще всего: м...росящие, обл...жные, ливневые. Точно так же их клас...ифиц...руют м...теорологи. Каждый дождь имеет свои х..рактерные черты, позв...ляющие безошибочно нар...совать его п...ртрет. М...росящие дожди — самые слабые дожди, состоящие из самых маленьких капель... Видимость при м...росящих дождях заметно сн..жается. Поэтому иногда их воспринимают как туман, мглу. Ощ...щение сырости усиливается тем, что мелкие капли легко переносятся ветром в гор..зонтальном напр..влении. Обл...жные дожди — для многих самые нелюбимые. От них никуда не скрыться — мрачная серая п...лена обл...ков захватывает огромные пространства, иногда в тыс...чи кил...ометров. Их не переждать — дожди идут ч...сами, сутками, иногда н...делями. Поэтому и эпит...ты у такого дождя нерадос...ные: «нудный», «колкий», «долгий», «осенний» — одним словом, «обл...жной»... Ливни — это особые дожди. Их внезапность, обильность, мощь и разрушительная сила заставляют относиться к ним с повышенным вниманием. Их частые спутники — грозы, шквалы. Так что шутки с ливневыми дождями — плохи. 1. Определите тему текста и озаглавьте его. 2. Докажите, что данный текст представляет собой рассуждение с элементами описания. 3. Определите стиль речи текста. Аргументируйте свой ответ. 4. Подберите 4 небольших по объёму текста разных стилей и жанров на соответствующую тему. Сравните тексты. Чем они различаются: целями, формой, языковыми средствами и т. д.? 5. Найдите в тексте градацию — приём, при котором однородные члены располагаются по степени нарастания действия. 6. Являются ли синонимами слова туман, мгла? Продолжите синонимический ряд. 7. Найдите в тексте антонимы. 126. Прочитайте текст. Выпишите слова с пропущенными буквами. Сформулируйте правила написания этих слов. Лош...ди остановились. И тотчас же ровный и вел...чавый ропот, в котором чу..ствовалась огромная тяжесть воды, и беспорядочный гул д..ревьев в беспокойно др...мавших садах стали слышнее, и мы быстро пошли по листьям и лужам, по какой-то высокой ал...ее, к обрывам. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, т...ряющееся в пространстве, оно л...жало глубоко внизу. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выр...ставшего на ск...листом прибрежье. Чу..ствовалось, что в этом безлюдном месте влас...но царит теперь ночь поз...ней осени, и старый сад, забитый на зиму дом и раскрытые б...седки были жутки своей заброшенностью. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тр...пинкам и остаткам д...ревянных лес...ниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отск...чили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели чёрные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увл...кали спутанные водор...сли, ил и гравий, который гремел и скр...жетал в их влажном шуме. (По И. Бунину) 1. Выпишите предложение, в котором заключается основная мысль текста. 2. Какие изобразительно-выразительные языковые средства использует писатель, рисуя картину моря во время шторма? Запишите слова и словосочетания, которые описывают это природное явление. Какими частями речи они являются?
|
|
|