|
|
|
Лексика. Фразеология. Лексикография
Происхождение лексики современного русского языка31. Внимательно прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выделите микротемы. Докажите, что текст относится к научно-популярному стилю речи. АНТЕННА Новые слова для новых вещей и явлений не создаются из ничего. Очень часто для них пользуются старыми словами (в науке главным образом древнегреческими и латинскими), придавая им новый смысл. Так, например, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком. «Резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определённого рода. То же произошло и со словом «антенна». Первая приёмная антенна была сделана в 1895 году изобретателем радио русским учёным А.С. Поповым. Слову этому более двух тысяч лет. Но значение его раньше было другим. Ещё до рождения радио зоологи называли антеннами чувствительные усики у членистоногих. Но первоначально «антенна» была термином римского морского флота. Многовёсельные суда, достигавшие громадных размеров (были суда с двенадцатью и более рядами вёсел и со многими сотнями и даже тысячами гребцов), всё же снабжались и мачтой. Реи этой мачты, забравшись на которые обнаруживали приближение противника, и назывались антеннами. (И. Уразов «Почему мы так говорим») Ответьте на вопрос: как развитие науки и техники влияет на изменение словарного состава русского языка? 32. I. Объясните значение заимствованных слов. Подберите к ним собственно русские синонимы. Укажите сферу употребления слов каждой пары. Образец: аллегория — иносказание. Дефект, инициатива, фурор, габарит, анонс, форум, реставрация, афоризм, комментарий, фрагмент, аргумент, экспрессия, патетичный, фьорд, эфемерный, рандеву, гипотеза, этюд, аспект. II. Выделите в словах иноязычные словообразовательные элементы. Подберите и запишите слова с теми же элементами. Образец: картотека — фонотека, библиотека, игротека (-тека от греч. theke — вместилище, ящик). Аэронавт, биосфера, космодром, неологизм, аквамарин, география, архивариус. 33. В приведённом тексте найдите заимствованные слова. Определите их значение и источник происхождения, пользуясь словарями иностранных слов или этимологическими словарями. Найдите в тексте метафоры. Белокуров жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме, в громадном зале с колоннами, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал, да ещё стола, на котором я раскладывал пасьянс. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в старых печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией. Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. (По Я. Чехову) 34. Прочитайте выразительно стихотворение А. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» («Навис покров угрюмой нощи...»). Выделите в нём старославянизмы и укажите их роль в тексте.
|
|
|