|
|
|
Повторение и систематизация изученного
§ 123. Разделы науки о языке (окончание)712. Составьте план сообщения об имени существительном (имени прилагательном, глаголе) как части речи (см. памятку на с. 150). Приведите свои примеры. 713. Распределите словосочетания по главному слову. Укажите условия, от которых зависит написание пропущенных букв. Образец. Шествует по площад.., ветка акаци.., жил в санатори.., шли по алле.., цветок яблон.., остановились в ущель.., командир батаре.., отдыхать на побережь.., лечился в госпитал.., вернулся с границ.., лист из тетрадк.., рассказ Мари.. Степановн.., вытащил2 из проруб.. . 714. Прочитайте рассказ о встрече ласточки-береговушки со «страшным» зверем, озаглавьте его. Составьте и запишите план, используя разные по цели высказывания предложения. Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами и с обращением.
Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ел.., на толст..м суку, выстроен дом. Весь из суч(?)ев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — тёплый, мягкий. «Вот хороший дом,—думает она, — проч(?)ный и с крышей». Подлетела маленькая Береговушка к большему дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском: — Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать! А из дома вдруг как высун..т(?)ся рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с ж..лтыми зубами! Да как зарычит страшилище: — С каких это пор птахи по ночам стучат, н..чевать просят(?)ся к белкам в дом? Обмерла Береговушка, сер(?)це камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутёк. (В.Бианки) 715. Составьте таблицу «Члены простого предложения». Какие две основные графы у вас получились? На какие графы вы их разделили? Расскажите по этой таблице о членах простого предложения, приводя свои примеры.
716. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какими пунктуационными правилами вы руководствовались? Можно ли заменить выделенное слово синонимами? Над моим окном, под карнизом, свили гн..здо проворные трясогузки Неутомимо п..рхали они на своих лё..ких крылышках2 вокруг гн..зда хл..потливо н..сили птички в клювах длинные конские волосинки сухой мох тр..винки, дёргали из пазов бревенчатой3 стены мя..кую паклю. (И. Соколо́ - Микито́в) 717. Напишите сочинение на одну из данных тем (на выбор): «Куда бы я хотел(а) поехать летом и почему?», «Однажды в детстве», «Ветка цветущей акации (берёзы, калины и т. п.)».
|
|
|