|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 26. Словосочетание (окончание)133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. • Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Слыш..тся издалека, т..ржественный марш, праз(?)ничный с..лют, рап..рт дежурного, приветствовать г..стей, обращаться к героям, сер(?)ёзно готовиться, помощ(?) взрослым, школьная олимпиада, прибл..жаться к цел.. . 134. I. Замените словосочетания словосочетаниями Запишите их. Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями. Образец.
Лучи солнца, опушка леса, жители города, собрание класса, библиотека школы. II. Произведите обратную замену. Лесные обитатели, сельский житель, водяная струя, книжная обложка. 135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска. Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти. 136. Прочитайте текст. Найдите 2 предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний С русским языком3 можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского2 гравия*. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский) 137. В какой колонке приводятся сочетания главных членов (подлежащего и сказуемого), а в какой даны словосочетания? Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.
138. Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению. Он записал словосочетания. Определите тему его сочинения. Как можно его озаглавить? Расскажите о том, что случилось на птичьем дворе. Белые куры, на птичьем дворе, страшный коршун, сгрудились в кучу, добрая птичница, смотрит взволнованно, берёт ружьё, выстрел в воздух.
|
|
|