|
|
|
Речь. Стили речи
§ 15. Разграничение деловой и научной речи
Упр. 171 Ответьте на вопросы. 1. Что такое «речевая ситуация»? Опираясь на схему (с. 8), раскройте это понятие. 2. В какой речевой ситуации мы пользуемся разговорным стилем? художественным? научно-деловой речью? Упр. 172 1. Прочитайте тексты; около каждого кратко обозначьте речевую ситуацию. Что общего у текстов? Книжная это речь или разговорная? 1) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «под льва». На лапках бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам. Видевших просим сообщить по телефону 30-45-96. 2) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый. 2. Подумайте, чем данные тексты различаются. В каком из них содержится сообщение об одном конкретном животном, а в каком обобщённо говорится о всех животных этой породы? Уточните характер каждого сообщения: какое из них имеет практическое значение (помогает вам что-либо сделать), а какое — познавательное (расширяет ваши знания о мире)?
Упр. 173 Вернитесь к текстам упр. 172 и укажите стиль каждого отрывка. Ответ аргументируйте. Упр. 174 1. Прочитайте тексты, определите стиль речи. Уточните задачу каждого высказывания, предположите, где могут быть использованы эти тексты. 1) Циклон — атмосферный вихрь огромных размеров, радиусом в несколько тысяч километров, перемещающийся со скоростью 30—40 км/ч. Давление в центре циклона понижено, поэтому он, как насос, втягивает в себя огромные массы воды и переносит их на большие расстояния. При циклоне преобладает облачная погода с осадками. 2) Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве повысился на 162 сантиметра. Всем организациям города Петербурга, расположенным в затопляемой зоне, подготовиться к возможному наводнению. 2. Сравните научный и официально-деловой стили, отметьте в них общее и различное. Начните ответ примерно так: У научного и официально-делового стилей много общего. Оба они относятся к ... речи и используются в похожих ситуациях: ... (где? с кем?). Различаются они характером предмета речи (о чём?) и задачами общения (с какой целью?): ... .
|
|
|