Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Речь. Стили речи

§ 15. Разграничение деловой и научной речи

Вспомните!

Вы уже знаете, что выбор стиля речи зависит от условий и задач общения, то есть от речевой ситуации.

    Упр. 171

Ответьте на вопросы.

    1. Что такое «речевая ситуация»? Опираясь на схему (с. 8), раскройте это понятие.

    2. В какой речевой ситуации мы пользуемся разговорным стилем? художественным? научно-деловой речью?

    Упр. 172

1. Прочитайте тексты; около каждого кратко обозначьте речевую ситуацию. Что общего у текстов? Книжная это речь или разговорная?

    1) Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «под льва». На лапках бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам. Видевших просим сообщить по телефону 30-45-96.

    2) Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, серый, коричневый.

2. Подумайте, чем данные тексты различаются. В каком из них содержится сообщение об одном конкретном животном, а в каком обобщённо говорится о всех животных этой породы?

Уточните характер каждого сообщения: какое из них имеет практическое значение (помогает вам что-либо сделать), а какое — познавательное (расширяет ваши знания о мире)?

Научно-деловая речь включает в себя речь двух стилей — научного и официально-делового. Это два стиля книжной речи. У них много общего, но различаются они задачами общения и предметом речи.

Задача речи научного стиля состоит в том, чтобы сообщить обобщённые сведения о мире, которые помогут его узнать и понять (сообщение + объяснение).

Задача речи делового стиля состоит в том, чтобы сообщить конкретные сведения из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать (сообщение + инструкция).

    Упр. 173

Вернитесь к текстам упр. 172 и укажите стиль каждого отрывка. Ответ аргументируйте.

    Упр. 174

1. Прочитайте тексты, определите стиль речи. Уточните задачу каждого высказывания, предположите, где могут быть использованы эти тексты.

    1) Циклон — атмосферный вихрь огромных размеров, радиусом в несколько тысяч километров, перемещающийся со скоростью 30—40 км/ч. Давление в центре циклона понижено, поэтому он, как насос, втягивает в себя огромные массы воды и переносит их на большие расстояния. При циклоне преобладает облачная погода с осадками.

    2) Штормовое предупреждение. К берегам Скандинавии движется циклон. Уровень воды в Неве повысился на 162 сантиметра. Всем организациям города Петербурга, расположенным в затопляемой зоне, подготовиться к возможному наводнению.

2. Сравните научный и официально-деловой стили, отметьте в них общее и различное. Начните ответ примерно так:

    У научного и официально-делового стилей много общего. Оба они относятся к ... речи и используются в похожих ситуациях: ... (где? с кем?).

    Различаются они характером предмета речи (о чём?) и задачами общения (с какой целью?): ... .

 

 

???????@Mail.ru