|
|
|
Глагол
§ 29. Морфологические признаки глагола (окончание)Упр. 310 1. Закончите предложения. Запишите их, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните глаголы сослагательного наклонения как члены предложения. 1) Я могла (бы) с..ездить к другу, если бы ... . 2) Я был (бы) счас(?)лив, если (бы).... 3) Моя мама любила (бы) туризм, если (бы) ... , 4) Я хотел (бы) вам помоч(?), но ... . 5) Будь он усидч.. вым, он (бы) .... 6) Знай он м..т..матику отлично, он (бы) .... 2. Определите, в форме какого наклонения стоят выделенные глаголы. Какими синонимичными выражениями их можно заменить? Какая форма более выразительна и экономна? Упр. 311 1. Прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль. Нам часто приходится пользоваться глаголом ехать. В городском транспорте можно услышать разное: «ехай», «езжай», «едь». К сожалению, литературные формы не все помнят: поезжай(те), съезди(те), образованные от глаголов поезжать (теперь неупотребительного) и съездить. Форма «ехай» встречается только в просторечии и в художественной литературе как средство сниженной речевой характеристики персонажа. (Л. Граудина) 2. Составьте и запишите предложения со словами поезжай(те), съезди(те). Упр. 312 1. Запишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Найдите глаголы, подчеркните их как члены предложения, Укажите время, лицо и число глаголов. Как называются такие глаголы? 1) Зимой рано т..мне..т поз(?)но ра(с, сс)в..та..т. 2) С в..чера сильно пох..л..дал.. и зав(?)южил.. . 3) Б..льному очень (не) зд..ровит(?)ся его л..х..рад..т. 4) Уже см..ркал..сь когда пр..шлось отправит(?)ся в д..рогу. 5) Ему (не) спит(?)ся (не) л..жит(?)ся не хоч..т(?)ся заняться любимым делом. 2. Почему в данных предложениях нет подлежащего? Можно ли его подобрать и вставить? Упр. 313 Составьте предложения, используя данные глаголы в качестве грамматической основы. Вечереть, рассветать, похолодать, знобить, зазвенеть, пахнуть.
|
|
|