|
|
|
Глагол
§ 31. Правописание приставок при- и пре- (окончание)Упр. 336. Учимся говорить на лингвистическую тему 1. Распределите слова на группы, указанные в таблице.
Раз..ярённый, бе(з, зз)лобный, пр..вилегированный, (з, с, ж)жимать, пр..лестный, бе(с, сс)ове(с, сс)тный, пр..стижный, съёжившийся, (с, з)двигать, о(т, тт)еснить, пр..крепить, пр..одолеть, пр..зирать, ра..ширять, пр..ложить. 2. Расскажите о правописании приставок в русском языке по следующему плану, приводя примеры из упражнения. 1. Какие группы приставок вы знаете? Назовите их. 2. Почему приставки следует делить на такие группы? Чем определяется написание слов в каждой группе? 3. Расскажите о словах, в которых приставки пре-, при- уже не выделяются, а также об иноязычных словах с начальными пре, при. Упр. 337. Учимся собирать и систематизировать информацию Используя материал § 31, выделенный цветом, подготовьте высказывание на тему «Правописание приставок пре- и при-». Для иллюстрации используйте слова из упражнений указанного параграфа.
Упр. 338 1. Прочитайте тексты сначала про себя, а затем правильно и выразительно вслух. I. На голом сучке сидит пр..забавный совёнок. Очень важно сидит, хотя со стороны похож на клок простой овечьей шерсти. Я пр..седаю на корточках и строю совёнку рожу. Совёнок польщён, он рад-радёшенек развлечению. Переминается с ноги на ногу, словно пр..танцовывает. (По Н. Сладкову) II. 1) Воробышки игривые, что детки сиротливые, пр..жались у окна. 2) В том краю, где жёлтая крапива и сухой плетень, пр..ютились к ве́рбам сиротливо и́збы деревень. 3) Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня пр..мечталось, что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось. 4) Белая берёза под моим окном пр..накрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин) III. 1) Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный. 2) Пр..ятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, друг милый, пр..дадимся бегу нетерпеливого коня... (А. Пушкин) 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы и обозначая приставки. Выделите корни в словах с начальными при или пре. 3. Проведите орфографический анализ выделенных слов. 4. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с обращениями. 5. Выразительно прочитайте строки из стихотворений С. Есенина. Попробуйте описать те картины, которые рисуются в вашем воображении при чтении этих отрывков. Упр. 339 Вставляя пропущенные буквы, спишите словосочетания сначала с одной группой приставок, потом — с другой. Объясните правописание приставок. Обозначьте приставки, а также корни с частями пре, при, воc. Пр..ручить собаку, пр..одолеть трудности, пр..вратить мечты в реальность, пр..восходная работа, пр..лагать силы, ра..смотреть картину, ра..сердиться на друга, ра..бередить рану, во..хитительная музыка, пр..помнить стихотворение, во..торгаться техникой, пр..кратить ссору, пр..увеличить опасность, пр..творяться весёлым, пользоваться пр..вилегиями, пр..следовать пр..ступника, ра..жать тиски, пр..образовать формулу, бе..заботная жизнь. Упр. 340 Попробуйте самостоятельно написать диктант по теме «Правописание приставок пре- и при-» и проверить свою работу. Для этого обратитесь к соответствующему разделу электронного приложения к учебнику, выберите подходящий темп чтения одного из диктантов и запишите его. Проверьте, как вы справились с работой, поставьте себе оценку. Для этого сверьте написанный вами текст с образцом, Как найти образец, вы узнаете из рубрики мультимедийного приложения «Как пользоваться электронным пособием».
|
|
|