|
|
|
Глагол
§ 31. Правописание приставок при- и пре-Упр. 322 1. Запишите словосочетания в две группы: сначала со словами с приставками на з (с) (раз-, ис- и т. п.), а затем с новой строки с теми словами, которые имеют неизменяемые на письме приставки (о-, от-, под- и т. д.). Бе(з, с)звёздная ночь, (з, с)бросить пиджак, отдохнувший табун, тотчас ра(з, Уступились, на ра(з, с)чищенном стадионе, запечатанная брошюра, и(з, с)чезнув- ший корабль. 2. Чем определяется написание конечных з, с в приставках первой группы? Влияет ли произношение на написание приставок второй группы? Приведите по три-четыре примера слов с приставками каждой группы.
Упр. 323 Употребите, где надо, приставку при- со значением близости или приставку пре- со значением высшей степени качества или действия (= очень). Запишите получившиеся словосочетания. Образец рассуждения: школьный двор → пр..школьныи двор, то есть двор около школы, приставка имеет значение близости; значит, надо писать при-: пришкольный двор. Добрый человек → пр..добрый человек, то есть очень, самый добрый, приставка имеет значение «очень (самый)»; значит, надо писать приставку пре-: предобрый человек. Милый малыш, неприятное происшествие, волжские просторы, вокзальные постройки, (пре, при) восходить силы противника, больно удариться, (пре, при) брежные заросли, хорошенький щенок, гостиничные склады.
Упр. 324 Спишите и объясните, почему в данных словах пишется приставка пре-. Какое значение она имеет?
Преградить дорогу, преодолеть трудности, преотличный тренер, претерпеть мучения, превосходить других, превозмочь боль, преобразить город. Упр. 325 Замените словосочетания словом с приставкой пре-. Очень весёлый, очень мудрый, очень успевать (в делах), очень спокойно, очень любопытный.
Упр. 326 Запишите слова преследовать, прельщать, преклонный (возраст), выделяя приставку. Объясните значение этих слов, пользуясь толковым словарём.
Упр. 327 Составьте словосочетания с существительными из рубрики «Возьмите на заметку!». Запишите от этих существительных, за исключением последнего, однокоренные глаголы.
|
|
|