|
|
|
Правописание
§ 8. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными (окончание)Упр. 71 1. Рассмотрите на вклейке (с. 16) рисунки художника Н. Ра́длова о двух неуступчивых козлятах. Подумайте, как озаглавить рассказ, который вам надо будет составить по этим рисункам. Какую мысль хотел выразить художник?
Создавая рассказ, постарайтесь подобрать определение- эпитет, с помощью которого можно точно характеризовать козлят, вступивших на «тропу войны». Расскажите, к чему привели упрямые действия козлят; какова реакция удивлённых рыб, выскочивших из воды.
2. Выделите в своём тексте корни с орфограммами в глаголах и именах прилагательных. Упр. 72 1. Спишите отрывки из басен И. А. Крылова, верно употребляя не. I. 1) (Не) за себя я вихрей оп,.саюсь; хоть я и гнусь, но (не) ломаюсь... 2)Случается (не) редко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только дог..да(т, ть)ся за дело просто взя(т, ть)ся. 3) К (не) счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, (не) вежда про неё свой толк всё к худу клонит... 4) Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: (не) видит добрых он, куда ни обернётся, а первый сам ни с кем (не) уживётся. 5) (Не) вежи судят точно так: в чём толку (не) поймут, то всё у них пустяк. 6) Кто знатен и силён, да (не) умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он. II. 1) В ком есть и совесть и закон, тот (не) украдет, (не) обманет, в какой бы нужде ни был он; а вору дай хоть миллион — он воровать (не) перестанет. 2) Охотно мы дарим, что нам (не) надобно самим. 3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело (не) пойдёт, и выйдет из него (не) дело, только мука. 4) У всякого талант есть свой. Но часто на успех прельщается чужой, хватается за то иной, в чём он совсем (не) годен. 5) Таланты истинны за критику (не) злятся: их повредить она (не) может красоты... 6) Как часто говорят в делах: ещё успею. Но надобно призна(т, ть)ся в том, что это говорят, спросяся (не) с умом, а с леностью своею. 2. Прочитайте отрывки вслух по правилам орфоэпии. Отметьте случаи устаревшего произношения слов. 3. Объясните значение слов невежда и невежа. Проверьте себя по толковому словарику. 4. Найдите предложения, в которых употреблены слова невежда и невежа. Объясните смысл этих высказываний. Упр. 73. Учимся собирать и систематизировать информацию Изучите схему «Система орфографических написаний» на форзаце. Сравните её с материалами § 16—28. Затем подготовьте устное выступление на эту тему. Иллюстрируйте правила примерами из указанных параграфов.
|
|
|