|
|
|
Речь
§ 9. Что мы знаем о тексте
Упр. 74 Даны толкования некоторых из перечисленных выше понятий. Догадайтесь, каких именно. Вставьте вместо точек нужный термин. 1) ... — относительно законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений. 2) ... — то, о чём говорится в тексте. 3) ... — то, что говорится о предмете речи. 4) ... — часть текста, которая начинается с красной строки. Упр. 75 1. Перед вами три записи. Чем они различаются? 1) Сентябрь, двадцать третий, и, день, равен, ночь. 2) Двадцать третьего сентября день и ночь равны. 3) Двадцать третьего сентября день и ночь равны. Они длятся по 12 часов. Поэтому 23 сентября называют днём осеннего равноденствия. 2. Опираясь на известные вам признаки, докажите, что последняя запись — это текст. Проведите эксперимент: прочитайте предложения текста в обратном порядке. Почему в таком виде запись понимается труднее? Объясните, почему при создании текста нужно заботиться о последовательности изложения мыслей. Упр. 76 Перед вами две группы предложений. Расставьте их так, чтобы получилось два текста. Если вы выполните задание правильно, то узнаете, для чего нужен тексту заголовок, как соотносятся микротема и абзац. Полученные тексты запишите и озаглавьте. I. 1)Ведь в нём обычно отражается тема или основная мысль текста. 2) Конечно, с названия или заголовка. 3) С чего мы обычно начинаем знакомство с новой книгой или рассказом? 4) Поэтому заголовок помогает выбрать нужную книгу. II. 1) Часть общей темы называется микротемой. 2) Развивая какую-либо тему, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной её части к другой. 3) Обычно эти предложения составляют один или два абзаца. 4) Микротема раскрывается в нескольких предложениях. Упр. 77. Учимся создавать текст В книге Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой» есть глава, которая называется «Сочинение на вольную тему». Мальчик, герой повести, получает совет: «Писать можно обо всём! Например, вот об этой чашке! Или о сапогах! Или вот об этой герани!» Вы согласны? Если да, то ответьте, какие действия нужно выполнить пишущему, о чём подумать, чтобы сочинение получилось.
|
|
|