Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Союз

§ 58. Союз как часть речи (окончание)

возвратиться

    Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Я вышел в поле и чудное зрелище представил..сь глазам моим. Всё безграничное пространство (во)круг меня представлял.. вид снежного потока будто небеса ра..верзлись рассыпались снежн..м движением и поразительной тишиной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сумерки; падающий снег нач..нал закрывать все предметы и белым мраком од..вал землю. Я воротился домой но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по доро..кам, осыпа(н, нн)ым снежными хлопьями. Засв..тились огоньки в крестьянских избах и бледные лучи легли поперёк улицы; предметы смешались утонули в потемневш..м воздухе. Я вош..л в дом но и там стоял у окошка до тех пор, покуда уже нельзя было разл..чить опускающихся снежинок.

(По С. Аксакову)

357. Спишите, подчёркивая грамматические основы предложений и расставляя пропущенные выделительные запятые между частями сложного предложения. Определите союзы, с помощью которых выражено противопоставление. Заключите их в овал. Укажите глаголы, употреблённые в переносном значении.

Ещё земли п..чален вид
А воздух уж весною дыш..т
И мёртвый в поле стебль
колыш..т
И елей ветви ш..велит.

Ещё пр..рода не проснулась
Но сквозь р..деющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

(Ф. Тютчев)

358. Известный русский лингвист Василий Алексеевич Богородицкий на- звал служебные части речи «словечками отношений». Прочитайте текст. Определите его тип и стиль. Установите, какие смысловые отношения выражены между простыми предложениями в сложном с помощью союзов.

Спишите, выделив три абзаца, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обобщающее слово при однородных членах.

    Самое це(н, нн)ое на Земле — земля, почва. О земле говорят плод..родная потому (что) она родит плоды хлебное зерно и к..ртофель яблоки и бананы. На угле (н..)чего (не)растёт на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом саморо..ке (не)выр..стет лопух. На земле р..стут тыс..чи различных растений что(бы) дать людям пищу одежду жильё. Мы (не)можем жить без р..стений а растения (не)могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всего в (не)сколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой и дал нашей планете жизнь. (По)этому такую землю надо беречь.

(По А. Мусатову)

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru