|
|
|
Практическая работа № 2
Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты)Цель работы: получить карбоновые кислоты и изучить их свойства. Оборудование: металлический штатив с лапкой; спиртовка, газоотводная трубка с пробкой; пробирки, ватный тампон, речной песок. Реактивы: ацетат натрия или калия; раствор серной кислоты (1:1 или 1: 2); лакмус; магний (порошок), цинк (гранулы); растворы лакмуса, гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида железа(III). Последовательность выполнения работы1. Получение уксусной кислоты. Повторите правила техники безопасности при работе с кислотами. Соберите прибор для получения уксусной кислоты, как показано на рисунке 52. В пробирку поместите 1 г ацетата натрия (0,6 г ацетата калия), добавьте немного речного песка для равномерного кипения и прилейте 1 мл серной кислоты. Конец газоотводной трубки опустите на дно второй пробирки (приёмника), прикрыв её отверстие влажным ватным тампоном. Осторожно нагревайте смесь до её вспенивания. Соберите около 1 мл концентрированной уксусной кислоты и прекратите нагревание. (Прежде чем прекратить нагревание, следует отделить пробирку с собранной кислотой от прибора! Объясните, почему это важно.)
2. Изучение свойств уксусной кислоты. Проанализируйте ту часть рисунка, в которой показана схема выполнения опытов. Сформулируйте и запишите в тетрадь цель и план выполнения каждого из опытов. Составьте соответствующие уравнения реакций (в молекулярной и ионной форме). Выполните опыты и запишите признаки наблюдаемых превращений. В первую пробирку (к полученному в результате реакции нейтрализации раствору ацетата натрия) добавьте 2-3 капли раствора хлорида железа(III). Образование растворимого комплексного соединения железа красного цвета свидетельствует о протекании качественной реакции на соль уксусной кислоты. Разберите прибор, в котором была получена уксусная кислота. 3. Дополнительные экспериментальные задания
Качественная реакция для распознавания салициловой кислоты.
К 1 мл раствора салициловой кислоты добавьте 2-3 капли раствора хлорида железа (III). Приобретение раствором интенсивно-фиолетовой окраски доказывает наличие в молекулах салициловой кислоты фенольной группы.
Экспериментальные задачи.
|
|
|