|
|
|
Глава третья. Вещества и их свойства
§ 22. Кислоты (окончание)Взаимодействие кислот с солямиС солями кислоты взаимодействуют, если в результате образуется осадок, газ или более слабая кислота. Качественной реакцией на галогенид-ионы (кроме F-) является взаимодействие с нитратом серебра (точнее, катионом серебра, так как AgNO3 = Ag+ + NO-3): Ag+ + Г = AgГ↓ (рис. 132). Качественной реакцией на серную кислоту и её соли является реакция с раствором соли бария (рис. 133, а), например: H2SO4 + ВаСl2 = BaSO4↓ + 2НСl,
Качественной реакцией на соли угольной кислоты (карбонат- или гидрокарбонат-ионы) является их взаимодействие с кислотами (рис. 133, б):
Взаимодействие кислот со спиртамиКак органические, так и неорганические кислоты взаимодействуют со спиртами, образуя сложные эфиры (реакция этерификации). Например, уксусная кислота образует с этиловым спиртом уксусно-этиловый эфир (рис. 134):
Азотная кислота также способна реагировать со спиртами. Вам знакомо её взаимодействие с глицерином, приводящее к образованию тринитрата глицерина — сильного взрывчатого вещества, а также эффективного лекарственного препарата:
1. Дайте определение понятия «кислоты», исходя из их состава и с точки зрения теории электролитической диссоциации. 2. На какие группы делят кислоты? 3. Исходя из различных признаков классификации кислот, дайте полную характеристику азотной и уксусной кислот. 4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
5. В 200 мл воды растворили 33,6 л бромоводорода (н. у.). Определите массовую долю бромоводорода в растворе. 6. На полную нейтрализацию 110 г раствора серной кислоты потребовалось 80 г 10% -го раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовую долю кислоты в исходном растворе. 7. Из 80 г 60% - го раствора муравьиной кислоты и необходимого количества метилового спирта получили 43,8 г муравьино-метилового эфира. Определите массовую долю выхода продукта. 8. Подготовьте сообщение-презентацию (по выбору) об областях применения серной, соляной, азотной, уксусной кислот, используя возможности Интернета.
|
|
|