Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

Глава 5. Начало российской истории (V—XII в.)

Раздробленность Руси: базовый уровень

    Постановка проблемы урока

    Единый корень братских народов

Нет ничего обидного в том, что во времена Киевской Руси никакой Украины не было. России-то тоже не было, если кому-то от этого легче! Как я говорю, русичам и в страшном сне не могло привидеться, что кто- то из них будет украинцем, кто-то белорусом, а кто-то русским. Они были просто русичи. Древние русичи. И смешно, когда у нас говорят, что Владимир Мономах украинец, а его сын Юрий Долгорукий и внук Андрей Боголюбский - это москали чистокровные. Нелепость!

Академик Пётр Толочко, директор Института археологии РАН. Нельзя отдать на растерзание Ющенко нашу общую историю//Российская газета «Известия». 13.11.2008.

    Разные корни разных народов

...Теория единой древнерусской народности отброшена большинством как российских, так и украинских авторов.

Речкапов А.П. Кто ты, Русь. Первые времена и первых князей вспоминая. - Киев, 2007.

Сравните две позиции: в чём они противоречат друг другу?

Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Повторение необходимых знаний

Объясните значения понятий: феодальные отношения, государство, суверенитет, удел, вотчина, вече, бояре (словарь).

Разделите изученную историю Руси на этапы и объясните предложенную периодизацию (§ 12-15).

    Решение проблемы

Процесс распада Руси

Проанализируйте текст и сформулируйте своё мнение: был ли процесс распада Древней Руси неизбежен? Почему?
Сделайте вывод по проблеме: сохранялось ли единство Древней Руси в период феодальной раздробленности?

В 1054 г., умирая, Ярослав Мудрый разделил великую Киевскую державу между пятью сыновьями и племянником. Главным считался старший сын Изяслав I Ярославич, который и занял киевский престол. Правление его сопровождалось нараставшей междоусобицей между сыновьями Ярослава и восстаниями. Народные выступления прокатились по Руси в 1068—1072 гг. Самым мощным было киевское восстание 1068 г., спровоцированное поражением, которое потерпели сыновья Ярослава — Изяслав, Святослав и Всеволод — от половцев. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, защищавших имущество князей (бояр) и княжескую вотчину, отменивших кровную месть, увеличивших виру (штраф) за убийство княжеских людей.

Две силы воздействовали на политическую обстановку в Древнерусском государстве. Одна из них, центростремительная, - единая христианская вера и Церковь, предлагавшая единую систему ценностей, культурная база, а также общий внешний противник на юге (степняки-половцы), заставлявший объединять усилия. Другая — центробежная. Она определялась следующими причинами:

    — малой зависимостью окраин от центра (натуральное хозяйство не требовало постоянных экономических связей городов и земель друг с другом);

    — желанием местной элиты получить «своего» князя, способного с дружиной организовать порядок и защиту, без обременительной дани в Киев;

    — перемещением основных торговых путей между Западом и Востоком, потерей значения пути «из варяг в греки», связывавшего до того Русские земли выгодами от этой торговли.

Согласно лествичному порядку наследования княжеских престолов (установленному Ярославом Мудрым), вся Русская земля с Киевом считалась общим владением рода Рюриковичей, точнее потомков Ярослава Мудрого. Все княжеские столы (столичные города отдельных земель) были распределены по доходу и престижности от самых бедных до самого богатого — Киева — словно по ступеням воображаемой лестницы. Старейшему в роду доставались Киев и Новгород, следующему за ним по старшинству — Чернигов и т.п. После смерти кого-то из князей на его место переезжал младший родственник, и все остальные князья тоже начинали перемещаться по «ступеням лестницы». При сыновьях Ярослава этот порядок более-менее соблюдался, однако при его внуках он стал очень запутан. Кто старше — четвёртый брат или его племянник-ровесник (сын старшего брата)? Между размножившимися потомками Ярослава Мудрого в конце XI в. велись постоянные споры, перераставшие в кровавые битвы дружин и ополчений разных земель за лучшую долю.

Угроза разорения Южной Руси половцами заставила князей объединиться в 1097 г. на Любечском съезде, проведённом по инициативе Владимира Мономаха. Князья постановили: пусть «каждый да владеет отчиной своей», тем самым был отменён лествич- ный порядок престолонаследия и за каждой ветвью княжеского рода закреплялся свой удел. Только Киев продолжал считаться коллективным владением. По мнению некоторых историков, это и стало началом государственной раздробленности на Руси.

Однако в тот момент Любечский съезд способствовал консолидации русских княжеств для отпора половцам. В 1111 г. объединённые силы русских князей совершили поход в глубь половецких степей, разорили и разграбили их станы. Половецкие союзы племён надолго прекратили свои набеги на русские города. Превращение уделов в наследственные «отчины» (а не временные княжения в ожидании более «престижного» стола) способствовало сокращению числа междоусобных распрей. Владимиру Мономаху (1113—1125), которого позвали на великокняжеский престол киевские бояре, удавалось удерживать Киевскую Русь от распада силой своего авторитета. При нём «Русская Правда» была дополнена «Уставом Владимира Мономаха», завершено создание общерусского летописного свода «Повести временных лет». Однако после смерти сына Мономаха, Мстислава Великого (1125-1132), Киевская держава окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru