|
|
|
Речевые жанры
ЭссеУпр. 250 (280). «Книги, без которых мне не обойтись» Жанр — эссе, так как автор не просто рецензирует книги, но размышляет о них, о их месте в жизни, в культуре. Этот текст по форме представляет собой рассуждение-размышление. На все это указывают ряд вопросительных предложений («Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных? Какие я стремился бы спасти от потопа?»), предложения с ярко выраженной субъективностью («Мне кажется...»), эмоциональность доказательств. Упр. 251 (281). Книги, без которых я не могу обойтись Удивительно получается с книгами: читаешь, казалось бы, столько всего, а на столе остаются лежать две-три любимых. Недаром такие книги и называются «настольными». Их часто перечитываешь, и всегда в них будет что-то новое, ранее не замеченное, не рассмотренное, их редко даешь кому-нибудь читать — вдруг затеряются, а как без них? Их и, правда, возьмешь с собой на остров — не документы, не деньги, не телевизор, а именно их. Для меня одной из таких книг является роман Набокова «Машенька». Этот писатель известен всем своей скандальной книгой «Лолита», но для меня Набоков — прежде всего автор «Машеньки». Набоков написал это произведение в двадцать семь лет уже в Германии, и все в этом романе тоскует, изнывает по русским дорогам, по русскому дождю, по русской юности. Написан роман так красиво, что хочется повторять слово за словом, строку за строкой, потому что чувствуешь: закроешь книгу, и все это будет жить само по себе. Роман зыбкий, пропитанный туманом, весной и воспоминаниями. Первая любовь шестнадцатилетнего героя — какая исхоженная тема, казалось бы, в литературе — представлена как что-то необыкновенное, призрачное, а оттого неуловимое и живущее лишь в воспоминаниях. А как прекрасны стихи Цветаевой, постоянно лежащие у меня под подушкой. Какая смелая, отчаянная поэзия, какие восторженные, перебивающие сами себя строки, какой необыкновенный ритм, звук у этих стихов: Как разгораются — каким валежником!
Упр. 252 (282). Ви́дение — способность воспринимать окружающее. Виде́ние — призрак, привидение; что-нибудь возникшее в воображении. Я во многом согласен с тем, что К.Г. Паустовский написал о картине «Видение отроку Варфоломею». Действительно, самое замечательное в картине — пейзаж: трогательные березки со стороны мальчика, темный дуб напротив, розоватые вечерние облачка над холмами, тихая теплая церквушка вдалеке. Удивительно, с какой прямотой, с какой верой смотрит отрок в глаза своему видению, кажется, мальчик совсем не удивлен. Вся картина пронизана последними лучами закатного солнца, дышит миром, спокойствием и волшебством. Упр. 253 (283). Стиль текста — художественный, жанр — эссе. 1. В размышлениях автора можно выделить две смысловые части, их соединяет фраза: «хороший читатель — соавтор писателя». 2. Логика рассуждений подчеркивается вопросно-ответной структурой текста, вводными словами («во-первых, в том...»), конструкциями типа «но это еще не все». Эмоциональность текста достигается многочисленными повторами («Это бесконечно далеко от эгоизма... Это постижение в себе того нового...», «Мы духовны, когда беседуем... Мы духовны, когда улыбаемся человеку... Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни... И мы духовны, когда...», «Не на одну, а на миллион жизней... высказал то, что волновало миллионы его современников... радость миллионов людей... становимся богаче на миллион жизней»), однородными членами («В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей»), Упр. 254 (284). Стиль текста — научный. Этот текст вполне можно отнести к жанру научного эссе, так как мы видим в нем размышления автора. 1. Планетарный патриотизм — всеобщий патриотизм, патриотизм всего человечества.
3. Этнография — от греч. «этнос» — народ, «графо» — пишу — наука, изучающая материальную и духовную культуру народа. Этнограф — человек, который занимается этнографией как наукой. 4. Экспрессию в текст привносят словосочетания: мгновенная или медленная и мучительная гибель, платформа планетарного патриотизма.
|
|
|