Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Местоимение

§ 64. Неопределённые местоимения

Кто-то постучал, кое-кто знал мою тайну, взять какую-нибудь книгу...

Как вы думаете, почему выделенные местоимения называются неопределёнными?

1. Неопределённые местоимения указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество предметов.

2. Неопределённые местоимения, как и отрицательные, образованы от вопросительно-относительных с помощью приставок или суффиксов.

Местоимение некто имеет форму только именительного падежа, а нечто — только именительного и винительного.

3. В составе неопределённых местоимений словообразовательные морфемы -то, -нибудь, -либо, кое- пишутся через дефис: кто-то, кем-либо, кое-где, сколько-нибудь.

Если после приставки кое- есть предлог, то эта форма пишется в три слова: кое с кем, кое о чём, кое у кого.

    Упр. 707

Составьте и запишите четыре-пять предложений с неопределёнными местоимениями, образованными как с помощью приставок, так и с помощью суффиксов.

    Упр. 708

1. Спишите предложения, применяя правила правописания неопределённых местоимений.

    I. 1) Не смолкает напев соловьиный, что (то) шепчут ручьи и листы. 2) А в саду кто (то) тихо смеётся... 3) Или я заблудился в тумане? Или кто (нибудь) шутит со мной? 4) Вздыхал о чём (то) я, чего (то) было жалко, какою (то) мечтой горела голова. 5) Глухие тайны мне поручены, мне чьё (то) сердце вручено...

            (А. Блок)

    II. 1) Кто (то) едет в поле за сараями. Раздаются чьи (то) голоса. 2) Скажите, знаете ли вы о вьюгах что (нибудь)... 3) Сижу себе, разглядываю спину кого (то) уходящего в плаще, хочу запеть про тонкую рябину, или про чью (то) горькую чужбину, или о чём (то) русском вообще.

            (Н. Рубцов)

    III. 1) Далеко-далеко от меня кто (то) весело песню поёт. 2) Сердцу приятно с тихою болью что (нибудь) вспомнить из ранних лет. 3) Чьи (то) кони стоят у двора. 4) Что (то) шепчут грабли, что (то) свищут косы. 5) С тихой тайной для кого (то) затаил я в сердце мысли.

            (С. Есенин)

2. Объясните знаки препинания. Выделите грамматические основы сложных предложений.

3. Определите, каким членом предложения являются местоимения в первом и во втором предложениях, взятых из стихотворений Николая Рубцова.

4. Разберите два неопределённых местоимения как часть речи.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru